Святитель Феофан Затворник: Спрашивали Господа – почему ученики Его не постятся?

Как содействовать восприятию благодати Таким образом, благодатная внутри, в духе, жизнь будет гореть и разгораться. Ради ревности и усердия человека, предающего себя Богу, благодать будет повторять наития и проникать его своей освящающей силой все более и более, или усваивать себе. Впрочем, на этом не нужно и не должно останавливаться. Это еще семя, точка опоры. Надлежит сделать, чтобы этот свет жизни проходил далее и, проникая собой естество души и тела и, таким образом, освещая их, присваивая себе, освобождал их от прившедшей неестественной страстности и возводил их в чистый и естественный их вид - не оставался в себе, а разливался по всему нашему существу, по всем силам. Но поскольку силы эти все пропитаны неестественным, то дух благодати, чистейший, пришедший в сердце, не может прямо и непосредственно входить в них - их нечистота является преградой. Поэтому надлежит утвердить некоторые посредства между духом благодати, живущим в нас, и силами, через которые он переливался бы в них и исцелял эти силы через них, как через приложенные к больным местам пластыри. Очевидно, что все эти посредства, с одной стороны, должны носить характер и свойства Божественного, или небесного, происхождения, а с другой - стоять в совершенном согласии с нашими силами в их естественном устроении и назначении, иначе благодать не пройдет через них и силы не извлекут себе целительности в них.

Фарисеи, смирение, чувства, чутьё

Иные делают это на каждый час: Но хорошо навыкнуть к одной какой-либо, чтобы, начав ее, тотчас загорался дух. Но иногда лучше тем, иногда другим способом совершать все молитвословие. Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством:

Прежде возгре ревности, а Развернуть. Святитель Феофан ( Затворник) Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем; он-то и есть сила на творение заповедей и только он один и способен подъять все это бремя. Если в исполнении заповедей основание спасения, то дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: Там пусть будет и творение дел добрых они добры будут только по форме, а не по силе и духу.

Это тот огнь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос и который возжигается Духом Святым в сердцах верующих, нисшедшим в виде огненных языков. О сем духе ревности Господь говорит: Апостол заповедует духа не угашать 1Фес. И у святых отцов он именуется разно: Судя по сей великой важности и великому значению ревности, первым делом христианина-подвижника должно быть хранение сей ревности и усердия, как источной силы богоугодной жизни.

Хранить, следовательно, употреблять особого рода приемы и упражнения, способствующие к сему. ревность должно сохранять таким же путем, каким она родилась, а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией. Внутреннее, невидимое восхождение нашего духа до ревности началось пробуждением благодатным и окончилось решительным обетом ходить неуклонно в воле Божией.

Непрестанно исследуйте, на чем спотыкаетесь, и старайтесь исправиться, моля Бога с болезнью сердца, со слезами, в умерщвлении плоти, чтобы Он простил вам сделанные грехи Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: Желающий достичь высокой духовной почести, то есть стяжать Он должен привести себя в настроение готовности умереть ежечасно, должен, приступая к молитве, каждый раз рассмотреть, что отлучает его от Бога, и устранить это из себя, должен возненавидеть земную жизнь.

О хранении духа ревности по Богу в готовности сретить Господа, сильнее возгрей сердечное сокрушение и повтори обещание отвращаться от Оно, подобно препоясанию чресл, означает готовность и силу действовать.

Это говорит о том, что можно подвизаться, вести внутреннюю жизнь, но неправильно, неверно. И в результате неправильной внутренней, духовной жизни, зайти в неверные душевные состояния, которые на языке Св. Отцов называются — самообольщением или духовной прелестью, то есть лесть, само-обман в превосходной, в высшей степени. Человек, при этом будет думать, что он стремится к Богу и служит Ему. А в реальности будет получаться, что он, по настрою своего духа, удаляется от Него, и служит не Богу, а дьяволу, в настрое своего духа.

Поэтому очень и важно, чтобы духовная, внутренняя жизнь, проходилась правильно, в согласии с волей Божией. Молитвенные правила и богослужения — это все есть средства призванные к тому, чтобы возгревать верный настрой духа в человеке, но они, сами по себе, не могут этого делать чисто механически. Ибо верный настрой духа зависит от правильно-проходимого внутреннего делания в борьбе со страстями.

4 ревность о спасении

Надписание сходно со всеми другими, указывает, кто к кому пишет и, как обычно святому Павлу, содержит некоторые термины, к которым повод подало содержание Послания и которые внесены, чтобы предуказать его. Апостол Иисус Христов волею Божиею. Не иная воля у Отца и иная у Сына, но одна и та же. Почему, чего хощет Отец, того же хощет и Сын.

Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже.

О новозаветных фарисеях Аноним: Расскажите о главном и второстепенном в православии и как это различать? Если нет у человека церкви храма , всей внешней церковной эстетики, то не это главное. Ведь есть у человека дух, мысли, он может возгревать свои чувства к Господу, особенно в искушениях, возгревая их против страсти. Тебя борят страсти, тянет на грехи, а ты не отдавайся, борись с ними и возгревай те же чувства, что и во Христе Иисусе, — вот и начнешь жить в Церкви.

Всё благолепие церковное, иконы, красота богослужения, это только как вспомогательное средство для воспитания духа. Если для кого-то всё это внешнее становится главным, и в эстетическом услаждении, воображая, он принимает это всё за жизнь в Церкви, то это — самообман. Всё внешнее, обряды, — будут неизбежно, по одной простой причине, что мы имеем грубую физическую природу, тело. Но они не должны являться самоцелью, средством для утверждения в духе самости, а должны быть, только лишь, средством, для воспитания духа сокрушенного и смиренного.

В противном случае станешь фарисеем — новым фарисеем. У Святых Отцов есть такое пророчество, что древние фарисеи распяли Христа, а новые фарисеи, под конец времен, должны принять Антихриста. Что сейчас, в наше время, и делается — воспитывается армия новозаветных фарисеев, лицемерных, внешних праведников, которые и приведут весь мир к антихристу.

Толкования на 1 Сол. 5:19

Потом приточною речью показал, что, вообще, строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь.

И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа - то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах.

Прежде возгре ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с.

Ибо дух творит себе формы. В разных религиях и культурах они имеют свой характер. Ты призван к Вечной Жизни 1 Тим. Не имеющий в себе Духа Божия-плотский, а имеющий в себе Духа Божия - духовный, хотя и во плоти, как говорит апостол: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом" Кор. Не имеющий же в себе Духа Божия, хотя бы казалось, что он совершает духовные подвиги, все же плотский, и, как таковой, угодить Богу не может.

А потому надлежит каждому рассматривать самого себя, имеет ли он в себе Духа Божия. Апостол указывает два духа, противные друг другу, говоря: Дух Божий и дух мира столь различаются между собой, как восток и запад, как белое и черное, как свет и тьма, день и ночь, ибо каждый из них имеет свои действия, каждый живя действует в родственных ему людях, так что богоугодные люди говорят: Поэтому святой Иоанн Богослов советует:

Мысли на каждый день года

Святитель Феофан Затворник О хранении Духа ревности по Богу Надобно исполнять заповеди, и исполнять все, но естественного у нас нет желания, усердия и ревности на то. В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем, он-то и есть сила на творение заповедей и только он один и способен подъять все это бремя.

Если в исполнении заповедей основание спасения, то дух ревности есть единственная для нас спасительная сила.

Прежде возгре ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае в тебе есть внутренняя новая сила, способная с.

Феофан Затворник 4 ревность о спасении Отсюда видно, что вступающий на путь христианской жизни, еще слабый, больной, неустроенный, должен уже обладать великою силою и крепостию - иначе падет под готовою ему тяжестию скорбей и подвигов. Сила, делающая его сносливым и все его труды плодоносными, есть ревность, усердие, тщание, забота о богоугождении и спасении души. Как ищущий верного сокровища не смотрит на трудности, не задерживается и не устрашается препятствиями, так и христианин, когда имеет ревность, искание, все одолеет и пройдет безбедно все пути.

Искание все доставляет; ему Господь дал особое обетование: Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огнь, принесенный Спасителем на землю; это Его свет и живот. Пароход останавливается, когда выпускаются пары,- и текущий вслед Христа падает или скатывается назад, когда охладеет. Вот чем запастись должно, вступая в делание заповедей и очищение страстей!

Без того нельзя и начать этого дела в истинном духе; а если и начнет кто, то будет трудиться без плода, вяло, исподволь. Много людей есть, проходящих подвиги и делание, но без плода:

Контроль эмоций и ревность